Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.05 Воздействие шумов и вибраций на сооружения и технику

 

Миронова Т.Б., Рекадзе П.Д., Прокофьев А.Б., Родионов Л.В. «Расчётные и экспериментальные исследования гасителя пульсаций давления для трубопроводных систем» Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 23, № 4, с. 144-154 (2024)

Представлена аналитическая модель гасителя пульсаций давления для трубопроводных систем обобщённой структуры, полученная с помощью метода четырёхполюсников. Данная модель получена в сосредоточенных и в распределённых параметрах. Учёт распределённости параметров проведён для центрального инерционного канала гасителя введением в аналитическую модель вместо матрицы инерционного сопротивления матрицы для распределённого элемента. В программе Ansys разработана конечно-элементная параметрическая модель двухкаскадного гасителя колебаний реактивного типа. Пульсационные процессы в гасителе смоделированы с помощью акустического анализа. По трём моделям проведён расчёт частотнозависимых коэффициентов матрицы передачи гасителя с помощью трёх численных экспериментов, в которых используется участок трубопроводной системы, для которого динамические характеристики известны заранее. Рассчитаны характеристические параметры двухкаскадного гасителя колебаний реактивного типа: волновые (характеристические) сопротивления на входе и на выходе и коэффициент собственного затухания. Расчёт проведён с использованием аналитических и конечно-элементных моделей. Разработан однокаскадный гаситель колебаний давления, с регулируемыми параметрами, позволяющий изменять сопротивления жиклёров и резонансных трубок, длину центрального канала и ёмкость расширительной полости. Для разработанного однокаскадного гасителя колебаний проведено сравнение собственных характеристик, рассчитанных по аналитической модели и по результатам экспериментальных исследований.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 23, № 4, с. 144-154 (2024) | Рубрики: 10.01 10.05 14.06

 

Фиев К.П. «Мониторинг авиационного шума и выявление типов воздушных судов, оказывающих воздействие на селитебную территорию, вблизи аэропорта» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 139-150 (2021)

Рассмотрены факторы вреда от шумового воздействия авиационным транспортом и способы борьбы с ним в разных странах. Показаны данные натурных измерений эквивалентных и максимальных уровней звука при пролете воздушных судов в точках измерений в дневное и ночное время. Приведены нормативная документация, описание точек измерения и методы проведения измерений шума в контрольных точках. Проведено сравнение полученных результатов измерений с предельно-допустимыми значениями и построены графики анализа максимальных уровней звука при пролете воздушных судов в точке измерения №1 и диаграммы типов воздушных судов, отмеченных в период проведения измерений. На основании информации о полетах (время взлета/посадки, направление, тип воздушного судна) проведен анализ эквивалентных и максимальных уровней звука.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 139-150 (2021) | Рубрики: 10.01 10.05

 

Богданова А.М., Горелик С.Л. «Мониторинг технического состояния транспортных средств по акустическим сигналам» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 151-157 (2021)

Рассматривается методология комплексного мониторинга транспортных средств по акустическим сигналам, формируемым в процессе эксплуатации. Показано, что решение, основанное на оценке динамики энтропии объекта сложной системы может быть эффективным для диагностики состояния составных компонентов транспортных средств любого типа (двигателя, ходовой части, кондиционера и др.). Оптимальный набор параметров для мониторинга формируется на основе сигналов, получаемых с помощью акустических и/или вибрационных датчиков, установленных в транспортном средстве. В результате обработки данных мониторинга прогнозируются и выявляются критические изменения в состоянии транспортного средства, требующие принятия управленческих решений о возможности дальнейшей эксплуатации или ремонта. Разработанная методология позволяет прогнозировать состояние системы на основе онлайн сигналов, преобразуемых в управленческие решения для разных горизонтов и уровней управления.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 151-157 (2021) | Рубрики: 10.01 10.05

 

Борцова С.С. «Анализ оптимального решения по выбору шумозащитных экранов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 158-164 (2021)

Для снижения шума от линейных источников (автомобильных и железных дорог) расходуются немалые деньги. Для примера, стоимость конструкций шумозащиты зачастую достигает цифры 25% от стоимости всего объекта. В странах Европейского Союза затраты на шумозащитные экраны (ШЭ), остекление и пр. составляют десятки миллиардов Евро в год. Одним из эффективных средств для снижения от транспортного шума являются ШЭ. За последние двадцать лет во всем мире установлены тысячи километров таких конструкций. Как показывает опыт, зачастую конструкции экранов имеют малую долговечность, вандалонезащищенность и со временем теряют свои акустические свойства. В статье производится анализ решения по выбору ШЭ. Предлагается методика выбора экранов основанная на управленческих решениях.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 158-164 (2021) | Рубрики: 10.01 10.05 10.08