Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.08 Шумоизоляция

 

Ардашев И.О., Картышев М.О., Картышев О.А. «Оценка влияния горизонтальных отклонений ВС от номинальных схем полета, определенных в АНПА, на шумовое воздействие в местах расположения пунктов мониторинга» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 40-51 (2023)

Представлены результаты оценки влияния горизонтальных отклонений воздушных судов от номинальной линии пути по схемам полета, определенных в аэронавигационном паспорте аэродрома, на шумовое воздействие в местах расположения пунктов мониторинга аэродрома Внуково. Сбор пространственных параметров и значений уровней шума при пролетах воздушных судов был выполнен с применением системы мониторинга авиационного шума Ecoflight Monitoring. Полученный набор зафиксированных данных и выполненный анализ профилей набора высоты позволил продемонстрировать, что для выбранной территории, наиболее значимым параметром, влияющим на изменение шумового воздействия, являются отклонения воздушных судов от номинальных схем маневрирования в горизонтальной проекции. Представленные результаты анализа и оценки отклонений воздушных судов от номинальных схем демонстрирует последствия данных отклонений на фактическую шумовую обстановку и необходимость применения комплексной системы мониторинга в целях разработки шумовых зон аэродромов с учетом фактических траекторий выполнения полетов.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 40-51 (2023) | Рубрики: 08.14 10.08

 

Картышев М.О., Картышев О.А., Ардашев И.О. «Использование данных системы мониторинга авиационного шума Ecoflight Monitoring при формировании сценария выполнения полетов воздушных судов в целях оценки шумовой обстановки» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 135-148 (2023)

Рассмотрены проблемы и пути их решения, связанные с формированием сценария выполнения полетов в районе аэродрома для целей моделирования шумового воздействия на приаэродромной территории и оценки уровней шума на местности при полетах воздушных судов. Отсутствие единого стандарта, требований и инструмента для формирования набора исходных данных, описывающих параметры функционирования аэродрома, приводит к недостоверной оценке уровней авиационного шума на местности, что является причиной избыточных ограничений на использование земельных участков либо ограничений использования аэродрома в целях соблюдения границ шумовой зоны. На примере выполнения полетов аэродрома Домодедово описан подход к формированию набора исходных данных в части определения пропорции выполнения полетов по маршрутам следования воздушных судов. На основании данных, зафиксированных системой мониторинга авиационного шума Ecoflight Monitoring представлены результаты исследований влияния полноты сведений сценария эксплуатации аэродрома по учету фактической загрузки маршрутов движения ВС на изменение шумовой обстановки на местности.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 135-148 (2023) | Рубрики: 08.14 10.06 10.08

 

Кривун К.В., Тимушев С.Ф. «Влияние взаимного положения винтов гексакоптера на излучаемую звуковую мощность» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 149-160 (2023)

Мультикоптеры стали чрезвычайно популярными и используются в самых разных областях, от наблюдения за дорожным движением или пожарной обстановкой до раздачи Интернета или холодных напитков. Бесшумность и эффективность винтовой двигательной установки являются критическими аспектами современных беспилотных летательных аппаратов. Развитие этого направления авиационной техники в условиях ужесточения норм по шуму невозможно без эффективных методов оптимизации, работающих совместно с системами автоматизированного проектирования. В данной статье рассматривается программное обеспечение, основанное на методе расчета звукообразования и шумоизлучения винта дрона с учетом разложения вихревой и акустической мод в дозвуковом изоэнтропическом потоке. Возможности метода продемонстрированы на примерах отдельного ротора и конфигурации гексакоптер в режиме висения над землей. Представлено сравнение двух конфигураций с одинаковой геометрией винта по излучаемой звуковой мощности и аэродинамическим параметрам.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 149-160 (2023) | Рубрики: 08.14 10.06 10.08

 

Глазков А.О. «Влияние режима работы турбокомпрессора высокофорсированного двигателя на аэродинамический шум» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 169-177 (2023)

В последнее время двигателестроение стремится к снижению рабочего объема двигателя внутреннего сгорания из-за более жёстких экологических норм. Данное явление называется «даунсайзингом». Для того чтобы поддерживать мощностные показатели двигателей с малым рабочим объемом на уровне с двигателями большого объема применяется турбонаддув. Было замечено достаточно много споров по поводу аэродинамического шума двигателя, форсированных по наддуву. Целью данной работы является определение влияния наличия турбокомпрессора и режима его работы на пульсации давления отработавших газов, и как следствие, на аэродинамический шум двигателя. В работе рассмотрен V-образный 8 цилиндровый двигатель, с непосредственным впрыском бензина, который в дальнейшем был дефорсирован по наддуву.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 169-177 (2023) | Рубрики: 08.14 10.06 10.08 14.06

 

Фиев К.П., Иванов Н.И., Тюрина Н.В. «Характер снижения авиационного шума с увеличением расстояния до летального аппарата» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 2, с. 88-100 (2024)

Представлены результаты экспериментальных исследований авиационного шума. Проанализирован характер снижения уровней звука (УЗ) в момент разбега летательного аппарата (ЛА) по взлетно-посадочной полосе (ВПП) с удвоением расстояния от ЛА в пределах 100–800 м. Рассмотрены особенности затухания авиационного шума при пролете ЛА над жилой застройкой, расположенной в пределах 5–25 км от аэропорта. Установлено, что уменьшение УЗ при увеличении расстояния от ВПП в границах аэропортов определяется в основном дивергенцией звука, которая носит сложный характер. Установлено снижение УЗ на 3 дБА (характерное для цилиндрической звуковой волны) при удвоении расстояния от ЛА до точки измерения (ТИ), расположенной на расстоянии от 100 до 200 м; снижение УЗ на 4–5 дБА при удвоении расстояния с 200 до 400 м (квазицилиндрический фронт звуковой волны); снижение УЗ на 6–7 дБА при увеличении расстояния от ЛА до ТИ с 400 до 800 м (характерное для сферической звуковой волны). Представлены результаты натурных замеров шума летательных аппаратов в границах санитарно-защитных зон аэропортов и на более значительных расстояниях. В ряде случаев установлено превышение максимальных УЗ, измеренных в ночное время, до 5 дБА над допустимыми санитарными нормами для территории жилой застройки, в частности, при расположении точек измерения на территории жилой застройки, находящейся на расстоянии до 25 км от аэропорта, в ночное время при пролете ЛА зафиксированы максимальные УЗ в диапазоне 60–65 дБА.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 2, с. 88-100 (2024) | Рубрики: 08.14 10.06 10.08

 

Фиев К.П., Буторина М.В., Тюрина Н.В. «Расчет и исследование экранирующего эффекта сооружений при разбеге самолетов гражданской авиации» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 3, с. 96-108 (2024)

В предположении, что самолет гражданской авиации (далее самолет) при разбеге по взлетно-посадочной полосе (ВПП) является линейным источником звука, фронт звуковой волны которого носит цилиндрический или квазицилиндрический характер, были получены формулы расчёта экранирующего эффекта сооружений, расположенных на территории аэропорта. Для вывода формул использовался метод последовательного преобразования звуковых полей. При расчете экранирующего эффекта учитываются звукопоглощающие свойства элементов ЭС, геометрические свойства ЭС (высота, ширина), расстояния от ИШ до ЭС и от ЭС до расчетной точки (РТ), а также показатель дифракции (ПД) экранирующего сооружения. Представлены результаты выполненных на территории аэропорта «Пулково» экспериментальных исследований экранирующего эффекта зданий. Измерения уровней звука и уровней звукового давления проводились на противоположных фасадах зданий, расположенных параллельно и вблизи ВПП, при этом экранирующий эффект составил в среднем 18–25 дБА. Сравнение данных расчета с данными эксперимента показало, что отклонения данных расчёта находится в диапазоне +3 дБА.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 3, с. 96-108 (2024) | Рубрики: 08.14 10.06 10.08 11.07

 

Борцова С.С. «Анализ оптимального решения по выбору шумозащитных экранов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 158-164 (2021)

Для снижения шума от линейных источников (автомобильных и железных дорог) расходуются немалые деньги. Для примера, стоимость конструкций шумозащиты зачастую достигает цифры 25% от стоимости всего объекта. В странах Европейского Союза затраты на шумозащитные экраны (ШЭ), остекление и пр. составляют десятки миллиардов Евро в год. Одним из эффективных средств для снижения от транспортного шума являются ШЭ. За последние двадцать лет во всем мире установлены тысячи километров таких конструкций. Как показывает опыт, зачастую конструкции экранов имеют малую долговечность, вандалонезащищенность и со временем теряют свои акустические свойства. В статье производится анализ решения по выбору ШЭ. Предлагается методика выбора экранов основанная на управленческих решениях.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 158-164 (2021) | Рубрики: 10.01 10.05 10.08

 

Дроздова Л.Ф., Манохин В.Я., Головина Е.И., Манохин М.В. «Анализ влияния шума на операторов в литейном цехе» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 4, с. 19-25 (2021)

Комплексная оценка воздействия шума в литейном цехе является основной целью работы. По результатам анализа представлены основные неблагополучные участки с превышением допустимого уровня шума – участки выбивных решеток и участки очистки литья. Предложены рекомендации по выбору технических мероприятий, включающих рациональное размещение оборудования, режим их работы, установку акустических экранов и звукоизолирующих перегородок у незащищенных рабочих мест, а также рациональный подбор эквивалентной площади звукопоглощения помещения цеха, которые позволят решить задачу создания безопасных условий производства. Исследовано улучшение условий труда операторов литейного цеха за счет снижения шума на их рабочих местах: увеличение звукопоглощения в самом корпусе дробеструйной камеры и установка шумозащитных экранирующих конструкций для ограждения участков с наиболее интенсивным шумом.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 4, с. 19-25 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08

 

Шашурин А.Е., Курченко П.С., Гогуадзе М.Г., Разаков Ж.П. «Расчет шумозащитных ограждений для снижения шума операторов металлообрабатывающих станков» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 4, с. 37-45 (2021)

Улучшению условий труда на рабочих местах машиностроительных предприятий посвящено много работ. В статье показан подход к снижению уровней шума от металлообрабатывающих станков. Рассмотрены вопросы снижения уровней шума в соразмерных помещениях, где в одном помещении располагается станок и проанализирован вариант, где в цехе расположено n-ое количество оборудования. С учетом этого меняется характер шумообразования в цехе и расчеты ведутся с учетом вклада отраженного шума в звуковое поле на рабочем месте и с учетом множества оборудования. В статье рассмотрены расчеты эффективность мероприятий по снижению шума на участках профильно и координатно-шлифовальных станков, указаны их возможные компоновки, показаны результаты эксперимента. Показан расчет систем снижения шума системы «узел шлифования–шлифуемая заготовка». Показаны материалы, которые могут применяться для снижения звукопоглощения в цехах. Представлен расчет и проектирование акустического экрана зоны шлифования координатно-шлифовального станка.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 4, с. 37-45 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08

 

Тюрин А.П. «Разработка экспериментальной установки для проведения лабораторных исследований шумозащитных материалов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 7-24 (2021)

Рассматриваются особенности проектирования лабораторной экспериментальной установки в виде малой реверберационной камеры для выполнения простейших акустических экспериментов в ней на этапе обучения. Выполненный обзор научных источников показал, что данная тема до сих пор является актуальной в связи с поиском возможностей предварительной оценки шумозащитных материалов на предмет их шумозащитных свойств. Изготовленная камера внутренним объемом порядка 0,367 м3 содержит источник звука для генерации звуковой волны определенной частоты, микрофон, шумоизмерительный прибор, акустическую систему для воспроизведения звукового сигнала. Диапазон рабочих частот камеры – 700–8000 Гц. В качестве возможных вариантов использования является отработка методики реализации факторного эксперимента с использованием одно- или многослойных акустических преград. Построены линейные модели уровня звука в камере в зависимости от количества преград и начального уровня звука в установке при исходных частотах 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц. Все коэффициенты линейных моделей значимы. Использование реверберационных камер малого объема для решения задач по оценке шумозащитных, звукоизоляционных свойств материалов небольшой толщины имеет свои ограничения по частоте, однако позволяет сформировать необходимые знания и навыки на определенном этапе обучения, например, студентов.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 7-24 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02

 

Васильев В.А. «Звуковое поле над проезжей частью, формируемое движением автотранспорта» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 25-32 (2021)

Представлена общая информация, о существующих методах определения шумовой характеристики автотранспортного потока. Полученные в статье результаты позволяют характеризовать параметры звукового поля, формируемого над проезжей частью и всей дорогой в целом в зависимости от интенсивности и скорости движения, количества полос движения и доли грузовых автомобилей и автобусов в транспортном потоке. Согласно полученным результатам, с учётом затухания с расстоянием, сформулирован вывод о влияние шума полос движения на звуковое поле, формируемое на расстоянии семи с половиной метров от оси ближайшей полосы движения. Сформулирована дальнейшей целью исследований в данной сфере, с учётом полученных результатов, с целью получения корректных расчетов акустической эффективности шумозащитных экранов, выемок, насыпей и других шумозащитных препятствий.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 25-32 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08

 

Борцова С.С. «Комплексное решение проблемы снижения шума железнодорожного транспорта» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 33-47 (2021)

Для системного решения задачи снижения шума железнодорожного транспорта предложен алгоритм выбора комплекса шумозащитных мероприятий с подбором оптимальных конструктивных параметров входящих в его состав шумозащитных конструкций (ШЗК). Выделены области принятия решения в зависимости от расстояния до защищаемого объекта, этажности экранируемой застройки и значений требуемого снижения шума. Разработаны рекомендации по определению возможных средств защиты с учётом специфики каждой из областей. Отмечены отличия в снижении шума насыпями для защиты малоэтажных и многоэтажных зданий, возможности эффективного применения шумозащитной выемки и комбинаций ШЗК. Предложенный подход реализован на примерах снижения железнодорожного шума с применением шумозащитных конструкций протяжённой длины. Дана оценка полученных результатов, приводится сравнение и выбор оптимального комплекса шумозащиты с учётом задаваемых проектировщиком ограничений по параметрам ШЗК: высоты, формы (уклон, верхняя площадка), материала.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 33-47 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02

 

Борцова С.С. «Выбор оптимальной шумозащитной конструкции по параметрам, влияющим на акустическую эффективность» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 48-65 (2021)

Наиболее эффективными в части решения проблемы снижения транспортного шума являются шумозащитные конструкции или сооружения на пути распространения звука (ШЗК): шумозащитные экраны (ШЭ), шумозащитные насыпи или валы (ШН), шумозащитные выемки (ШВ) и их комбинации. Похожим механизмом снижения шума обладают и шумозащитные зелёные насаждения (ШЗН). Для выбора оптимальной ШЗК в работе установлена зависимость акустической эффективности каждой шумозащитный конструкции от основных параметров: высоты, формы (уклон, верхняя площадка) и материала; ширины посадки для ШЗН. При этом выявлены противоречия в части расчёта эффективности ШЗК, имеющие место в действующей нормативной документации, предложены их корректировка и уточнения. Даны рекомендации по расчёту эффективности шумозащитной насыпи в зависимости от расположения расчётной точки. Уточнён порядок расчета эффективности комбинаций шумозащитных конструкций с целью защиты высокоэтажной застройки, а также эффективности шумозащитного озеленения. Приведены сравнения ШЗК разных видов с отличными конструктивными параметрами.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 48-65 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02

 

Исаев А.Г. «Теоретическое обоснование акустической эффективности шумозащиты при ручной абразивной обработке сварных швов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 66-77 (2021)

Обеспечение безопасных условий труда имеет важное значение при обработке и упрочнении сварных швов стержневых конструкций. Это связано с тем, что сварка относится к одной из наиболее популярных технологий соединения металлических конструкций, а обработка одним из обязательных этапов после выполнения сварочных работ. В связи с эти представляется целесообразным выполнить проектирование специального устройства для широкой номенклатуры элементов рамных конструкций. В данной статье представлена схема звукоизоляции системы шумозащиты устройства, способная обеспечить выполнение санитарных норм при обработке сварных швов. Определены скорости колебаний для условий абразивной обработки при различных условиях закрепления. Представлен расчет системы шумозащиты основанный на выполнении санитарных норм шума. Обоснован выбор материала и толщины ограждения. Результаты показывают, что сравнение теоретически рассчитанной звукоизоляции и экспериментально определенной имеют достаточную для инженерных целей точность испытаний системы шумозащиты в производственных условиях и показали выполнение санитарных норм шума во всем нормируемом диапазоне частот.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 66-77 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08

 

Курченко П.С. «Экспериментальные исследования спектрального состава вибраций и шума координатно- и профильношлифовальных станков» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 78-91 (2021)

Рассматриваются результаты экспериментальных исследований спектрального состава вибраций и шума координатно- и профильношлифовальных станков моделей 393М, 395МФ10, 3951ВФ10. Рассмотрен режим работы холостого хода. Проведён анализ по превышению нормативных значений шума и вибрации в нормируемом диапазоне частот, также выделены основные источники шума. Было проведено сравнение экспериментальных данных, полученных в процессе эксплуатации профилешлифовальных и координатно-шлифовальных станков, с теоретическими расчетами шумового загрязнения на рабочих местах работников станков.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 78-91 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02

 

Разаков Ж.П. «Расчет акустических характеристик заготовок резьбошлифовальных и шлицешлифовальных станков для расчета уровней шума на рабочем месте» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 91-99 (2021)

Уровень шума на рабочих местах операторов металлообрабатывающих станков довольно часто превышают нормативные значения и достигают уровней звука свыше 90 дБА. Скорости обработок с каждым годом возрастают, и это может в ряде случаев приводить к еще большим превышениям уровней шума в цехах на рабочих местах, превышающих установленные санитарные нормы. В статье показан расчет уровней акустических характеристик заготовок резьбошлифовальных и шлицешлифовальных станков для расчета уровней шума на рабочем месте. Наиболее технически и экономически обоснованным направлением снижения шума является разработка мероприятий на этапе проектирования станочного оборудования и технологических процессов обработки. Для этого необходимо иметь возможность расчета спектров шума на этапе проектирования. Поэтому в данной статье приведены результаты теоретического исследования виброакустических характеристик, учитывающих режимы шлифования, геометрические размеры шлифовальных кругов и заготовок, а также способы их закрепления.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 91-99 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08

 

Романов Н.В., Пегин П.А. «Современные конструкции шумозащитных экранов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 1, с. 17-28 (2022)

Разработаны и представлены концепты конструкций шумозащитных экранов, которые могут быть использованы для снижения уровня шума как в городской черте, так и за городом. Была проведена работа по изучению эффективности снижения уровня шума в зависимости от используемой конструкции шумозащитного экрана. В работе исследовано положительное и отрицательное влияние предлагаемых конструкций шумозащитных экранов как на городскую инфраструктуру, так и на территорию, прилегающую к городу. Разработка новых концептов шумозащитных экранов велась на базе автоматизированных комплексов AutoCAD и КОМПАС-3D, I-Simpa. На основании полученных данных сделаны выводы о возможности и целесообразности внедрения представленных концептов в инфраструктуру города и применения их на территориях, прилегающих к городской черте.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 1, с. 17-28 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02

 

Кирпичников В.Ю., Сятковский А.И., Шашурин А.Е., Кудаев А.В. «Экспериментальные исследования эффективности вибропоглощающего покрытия с металлическим армирующим слоем различной толщины» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 1, с. 29-34 (2022)

Кратко рассмотрена проблема негативного воздействия вибрации конструкций в помещениях транспортных средств на их технические характеристики и условия жизнедеятельности персонала и пассажиров. Показана актуальность применения армированных вибропоглощающих покрытий с жестким армирующим слоем для снижения вибрации конструкций. Проведен анализ экспериментальных значений эффективности вариантов вибропоглощающего покрытия с одинаковым диссипативным слоем в виде полимерной пленки из поливинилацетата, отличающихся материалом и толщиной армирующего слоя. Дано описание технологии подготовки демпфируемой пластины к испытаниям. Представлена методика определения эффективности покрытий с использованием уровней входной вибровозбудимости. Приведены спектры входной вибровозбудимости пластины с нанесенным и при отсутствии вибропоглощающего покрытия. Установлены диапазоны значений относительных массовых параметров покрытия с их интенсивным, умеренным и практически отсутствующим влиянием на его эффективность.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 1, с. 29-34 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.06

 

Алёшина М.А., Кравчун П.Н. «Акустические свойства многомодовых камерных звукоизоляторов в каналах» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 7-23 (2022)

Рассмотрены многомодовые звукоизоляторы в виде камер расширения в каналах, описаны их общие акустические свойства и физический механизм их звукоизолирующего действия. Показано, что в одномодовых системах такого типа существование полос непропускания принципиально невозможно, их формирование обусловлено исключительно модами первого и более высоких порядков. Предложен алгоритм решения задачи о нахождении акустического поля и других характеристик многомодовых камер расширения с патрубками (отрезками входного и выходного волноводов, вдвинутыми внутрь камеры). Рассмотрена схема ограничения порядка полученной системы уравнений, а также сходимость метода по числу учитываемых мод. Обсуждены основные акустические свойства камерных звукоизоляторов с патрубками и без них и возможности управления частотными характеристиками многомодовых камер при изменении параметров патрубков.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 7-23 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02

 

Сятковский А.И., Рюткянен Е.А., Кудаев А.В. «Демпфирование в трехслойных конструкциях металл–полимер–металл с термопластичной пленкой из поливинилацетата» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 24-34 (2022)

Методом динамического механического анализа были получены унифицированные обобщенные кривые описывающие изменения компонентов комплексного модуля упругости для полимерной пленки на основе поливинилацетата ВПС-2,5 в широком интервале температур и частот. Эти данные были использованы для расчета собственных частот первых трех резонансов и коэффициентов механических потерь трехслойных структур металл-пленка -металл с различным соотношением толщин вязкоупругого и армирующего слоев. Расчетные данные сопоставлялись с экспериментальными. Дополнительно исследовались параметры демпфирования в консольно закрепленных трехслойных стержнях с внутренним слоем из ВПС-2,5. Показано, что высокие демпфирующие свойства материала ВПС-2,5 реализуются в трехслойных композитах при толщинах пленок 0,06–0.1 мм.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 24-34 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08

 

Солдатов А.Г., Чукарин А.Н., Финоченко Т.А., Суворова Т.К. «Теоретическое обоснование способов снижения шума и вибраций крупногабаритных шлифовальных кругов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 35-44 (2022)

Зубошлифовальные и шлицешлифовальные станки используется для придания зубу колеса правильную форму и снижению шероховатости его поверхности, в результате чего достигается максимальная точная форма зубьев колеса и его размер. При выполнении зубо- и шлицешлифовальных работ используются шлифовальные круги, диаметры которых изменяются в пределах от 90 до 400 мм, а ширина от 32 до 100 мм. Причем, изгибная жесткость таких кругов значительно выше, чем у кругов шириной 6 и 13 мм, данные этих исследований, которых приведены в работе. Снижение уровней шума возникающих при работе металлообрабатывающего оборудования связано с необходимостью созданием допустимых условий труда. Поэтому в данной статье приведены теоретические и экспериментальные исследования, которые проводились для снижения шума при использовании вышеуказанных кругов d×h=(90±400) (31±100) мм.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 35-44 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.06

 

Разаков Ж.П., Гричишин М.В., Финоченко Т.А., Чукарин А.Н. «Виброакустическая динамика коробок скоростей сверлильно-фрезерно-расточных станков с многоскоростными электродвигателями» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 56-62 (2022)

Наличие зубчатых передач в приводе главного движения создает повышенные уровни звукового давления на рабочих местах станочников даже на холостом режиме станка. Измерения виброакустических характеристик показали, что при отключенном двигателе насоса охлаждения уровни шума превышают санитарные нормы в интервале частот 250–1000 Гц на 3–4 дБ, что фактически определяется звуковым излучением корпуса коробки скоростей станка. Модернизация серийной конструкции резьбонарезного станка заключается в уменьшении количества зубчатых передач и подшипниковых узлов, динамика которых и приводит к вибрации корпусных деталей станка. В модернизируемой конструкции коробки передач резьбонарезного станка предлагается использовать двухскоростной электродвигатель (n=1420/710 об/мин).

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 56-62 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.07

 

Васильева В.К. «Теоретическая оценка спектров воздушной составляющей шума на примере дрезины АС-1А и автомотрисы АСГ-30П» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 3, с. 52-60 (2022)

Особенности конструкционного исполнения обслуживающего железнодорожного транспорта предполагают наличие источников шума внутри кабины оператора и пассажирского салона, в связи с чем увеличивается негативное действие этого физического фактора на работников. Помимо акустического воздействия, силовые установки повышенной мощности способны влиять на внутренние конструкции транспорта, что негативно сказывается на виброакустических параметрах рабочих мест. В данной статье приведен расчет ожидаемых уровней шума в машинных отделениях и пассажирских салонах дрезин (автомотрис). Также предложен расчет конструкций и выбор материалов для снижения шума на рабочих местах машинистов и внутри рассматриваемого железнодорожного транспорта. Описаны методы снижения шума, исходя из конструкционных особенностей средств рельсового транспорта, таких как дрезина АС-1А и автомотриса АСГ-30П.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 3, с. 52-60 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.06

 

Шабарова А.В., Борцова С.С., Буторина М.В., Кондратьев С.А. «Рекомендации по выбору шумозащитных мероприятий для защиты от шума железной дороги» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 39-50 (2023)

Проблема снижения шума железных дорог на прилегающих жилых территориях является важной задачей, для решения которой было разработано большое количество различных способов. Правильный выбор подходящих шумозащитных мероприятий сложный и важный вопрос сферы проектирования. В данной статье рассматривается алгоритм выбора шумозащиных мероприятий в соответствии с различными критериями: эффективность мероприятия (обеспечение требуемого снижения шума), его технические характеристики (возможность монтажа конструкции, соответствие требованиям безопасности и пр.), экономическая эффективность. В работе представлена оценочная эффективность различных шумозащитных мероприятий, возможность их применения в различных условиях застройки, критерий принятия управленческого решения на основании оценки индекса WTI, матрица выбора шумозащитных мероприятий. Предложенные в работе алгоритмы позволяют выбрать наиболее рациональный вариант шумозащитного мероприятия или комплекса таких мероприятий.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 39-50 (2023) | Рубрики: 10.01 10.06 10.08 14.07

 

Борцова С.С., Буторина М.В., Иванов Н.И. «Расчет акустической эффективности насыпи» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 51-58 (2023)

Применение шумозащитных насыпей (валов) является весьма перспективным мероприятием для снижения шума автомобильного и железнодорожного транспорта. Однако проблемы, связанные с оценкой их акустической эффективности, затрудняют их применение. Методы, отраженные в нормативной документации, завышают расчетные значения на 5–10 дБ, особенно в области низких и средних частот. В представленной работе предложен инженерный метод расчета, основанный на методе последовательного преобразования звуковых полей, который учитывает дифракцию на обеих кромках насыпи, а также такие дополнительные параметры, как коэффициенты звукопоглощения ее склонов и подстилающей поверхности. Верификация расчетной формулы показывает, что точность предложенной формулы составляет ±3 дБ во всем диапазоне частот.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 51-58 (2023) | Рубрики: 10.01 10.06 10.08 14.07

 

Борцова С.С., Буторина М.В., Иванов Н.И. «Расчет акустической эффективности выемки» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 59-66 (2023)

Рассмотрена проблема оценки акустической эффективности выемок, применяемых как шумозащитное средство для снижения шума автомобильного и железнодорожного транспорта. Существующие методы расчета, отраженные в нормативной документации, позволяют получить значения эффективности, завышенные на 5–6 дБА по отношению к данным измерений. В работе предложен новый расчетный метод для оценки эффективности выемки, более точно учитывающий не только расположение источника шума, кромки выемки и расчетной точки, но также позволяющий учесть звукопоглощающие коэффициенты склонов выемки и подстилающей поверхности и геометрические параметры выемки. Анализ сравнения результатов расчетов, полученных по разным методикам, показывает, что предлагаемый метод позволяет получить величины акустической эффективности, приближенные к результатам измерений, не завышая расчетное снижение шума выемкой.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 59-66 (2023) | Рубрики: 10.01 10.06 10.08 14.07

 

Тюрина Н.В., Воронова А.А., Фиев К.П. «Оценка эффективности кабины для снижения шума на рабочих местах» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 92-101 (2023)

Представлены результаты экспериментальных исследований уровней звука на рабочих местах операторов бумагоделательных машин (БДМ) целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК), проанализированы октавные и третьоктавные спектры шума. По результатам анализа третьоктавных спектров шума на рабочих местах операторов сделан вывод о тональном характере шума. Превышение фактических уровней шума на рабочих местах над нормативными составило от 3 дБ до 26 дБ в диапазоне частот от 125 Гц до 8000 Гц. Разработаны рекомендации по снижению шума на рабочих местах в цехах ЦБК. В качестве наиболее эффективного средства защиты от шума предусмотрено устройство звукоизолирующей кабины. Разработаны требования к конструкции кабины, выполнены измерения уровней шума на рабочих местах операторов пультов БДМ после установки кабины. Представлены данные об эффективности звукоизолирующей кабины и звукоизоляции элементов ее конструкции. Эффективность кабины составила 3–41 дБ в диапазоне частот 63–8000 Гц. Применение звукоизолирующей кабины позволило снизить шум на рабочих местах до нормативных значений.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 92-101 (2023) | Рубрики: 10.01 10.06 10.08 14.07

 

Воронова А.А., Иванов Н.И., Тюрина Н.В. «Расчет акустической эффективности кабин, устанавливаемых в помещениях» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 102-107 (2023)

Звукоизолирующая кабина может располагаться как в помещении, так и являться неотъемлемой частью транспортных машин. Звукоизолирующие кабины операторов, машинистов и водителей предназначены для управления и наблюдения за производственным процессом и при этом обеспечивают защиту работников от повышенного шума. В статье приведен новый метод расчета акустической эффективности кабин, устанавливаемых в производственных помещениях. Акустическая эффективность кабины определяется как разность уровней звукового давления (УЗД) и уровней звука (УЗ) при работающих источниках шума на рабочем месте в отсутствие кабины и при её установке. В предложенном методе расчета учтены приведенная звукоизоляция панелей кабины, среднее звукопоглощение в кабине, эквивалентная площадь звукопоглощения, площадь элементов кабины, а также степень отклонения звукового поля в помещении от диффузного. Представлены данные о фактической звукоизоляции панелей кабины, позволяющие выполнить расчет эффективности кабины по предложенной формуле.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 102-107 (2023) | Рубрики: 10.01 10.06 10.08 11.07 14.07

 

Матасова О.Ю., Комкин А.И., Быков А.И. «Особенности расчета элементов глушителей шума при наличии потока» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 1, с. 18-28 (2024)

Проведен анализ работ по использованию численных расчетов реактивных глушителей шума при наличии потока, которые проводились в программных комплексах ANSYS Fluent, OpenFOAM, COMSOL Multiphysics. Проанализировано влияния моделей турбулентного потока (RANS, LES) на результаты численных расчетов. Рассмотрены особенности моделирования методом конечных элементов реактивных глушителей с потоком в программной среде COMSOL Multiphysics, касающиеся задания граничных условий и разбиения расчётной области на конечные элементы. Приведены примеры применения RANS модели для расчета акустических характеристик типовых реактивных глушителей шума, в качестве которых была рассмотрена простая камера расширения, а также камера расширения с вдвинутым внутрь камеры патрубком, образующим четвертьволновый резонатор. Поведена оценка влияния воздушного потока в глушителе на потери передачи реактивных глушителей.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 1, с. 18-28 (2024) | Рубрики: 10.01 10.06 10.08 10.09

 

Кузнецова А.Д. «Структурный шум на производстве, выявление вклада и методы снижения» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 218-225 (2021)

Рассматриваются вопросы оценки вклада звукоизлучения (структурной составляющей шума) металлическими корпусами технологического оборудования в акустическую обстановку на селитебных территориях и территориях предприятий, а также в цехах производств. Такая оценка позволяет впоследствии разработать более эффективные виброзащитные мероприятия, которые в свою очередь снизят шум на нормируемых объектах. Проведены измерения шума и вибраций от оборудования на местах, в которых обязательно соблюдение гигиенических нормативов, в том числе на рабочих местах и на селитебной территории. Представлен анализ результатов для двух производственных объектов, на основании которого установлено наличие значимого вклада структурного шума, применяемого в технологических процессах оборудования. Выполнены расчет уровней структурного шума и последующее сопоставление с данными натурных измерений, на основе полученных результатов предложены мероприятия для снижения шума рассматриваемых источников.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 218-225 (2021) | Рубрики: 10.04 10.08

 

Мурзинов В.Л., Мурзинов П.В., Мурзинов Ю.В., Попов С.В. «Облегченные звукозащитные панели» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 226-234 (2021)

Облегченные звукозащитные панели созданы на основе анализа взаимодействия тонколистовых материалов и воздуха окружающей среды. Анализ показал, что тонко листовой материал обладает повышенной способностью к демпфированию своих колебаний окружающим воздухом. Эта способность тонко листовых материалов была положена в основу разработки конструкции облегченной структурированной звукоподавляющий панели. Представлена конструктивная схема облегченной структурированной звукоподавляющей панели. Дано обоснование с позиции лучевой теории распространения звуковых потоков внутри конструкции. Показаны отдельные конструктивные элементы и этапы их сборки в звукоподавляющую облегченную структурированную панель. Указаны листовые материалы для изготовления этих панелей. Выполнен сравнительный анализ по эффективности звукоизоляции разработанных панелей и современных звукозащитных материалов. Анализ показал преобладающую эффективность звукоподавляющих облегченных структурированных панелей.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 226-234 (2021) | Рубрики: 10.04 10.08

 

Соловьева О.С., Элькин Ю.И. «Защита жилой застройки от шума стройплощадок» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 7-15 (2021)

Рассматривается проблема снижения уровня шума на селитебной территории, расположенной в непосредственной близости от строительных площадок. Так как стройплощадки зачастую располагаются на небольшом расстоянии от уже существующих жилых зданий, то устройство только обычного шумозащитного экрана-стенки будет неэффективно. В связи с этим нами была разработана классификация временных, то есть на время строительства экранирующих шумозащитных конструкций, комплексное применение которых позволит добиться нормативных значений уровня шума в прилегающей жилой застройке. Из пяти видов экранов, указанных в классификации, в статье приведены конструкции трех, а именно: навесные экраны на рабочие органы строительно-дорожных машин, накладные экраны в оконных проемах и фасадные (настенные) шумозащитные экраны.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 7-15 (2021) | Рубрики: 10.04 10.08 11.07

 

Гончаренко Б.И. «Экспериментальное исследование скалярно-векторной структуры шумового поля электропоезда при наличии акустического экрана» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 29-35 (2021)

Проведены экспериментальные исследования скалярно-векторных характеристик внешнего шумового поля электропоезда за акустическим экраном, при этом одновременно регистрировались уровни звукового давления и трех взаимноортоганальных компонент колебательной скорости. Приемная система и шумовой источник располагались по разные стороны акустического экрана. По данным эксперимента показано, что в низкочастотном диапазоне при прохождении электропоезда вдали от акустического экрана при удалении приемной системы от акустического экрана, уровни звукового давления Р не существенно убывают, в то время как уровни горизонтальной компоненты колебательной скорости Vx возрастают на 6–17дБ. При этом уровень вертикальной компоненты колебательной скорости Vz, возрастает во всем исследуемом диапазоне частот примерно на 10 дБ. При прохождении электропоезда в непосредственной близости от акустического экрана, с увеличением расстояния между приемной системой и акустическим экраном уровень по всем скалярно-векторным характеристикам звукового поля практически не изменяется.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 29-35 (2021) | Рубрики: 10.04 10.08

 

Русляков Д.В. «Теоретические исследования вибрации и шумообразования несущих систем многошпиндельных деревообрабатывающих станков» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 50-58 (2021)

Представлено теоретическое обоснование расчета скоростей колебаний и уровней шума при работе деревообрабатывающих станков. В связи с тем, что несущие системы станков принадлежат к типажу конструкций энергетически замкнутых и имеющих малые величины диссипативной функции, определяемой коэффициентами потерь колебательной энергии, то для таких конструкций для расчета скоростей колебаний и, соответственно, уровней шума предложено использовать метод энергетического баланса. Теоретически выведены зависимости скоростей колебаний несущей системы станка, а также зависимостей скоростей колебаний несущей системы горизонтально-вертикального сверлильного станка. Также было обосновано, что коэффициенты потерь колебательной энергии соответствующих элементов несущей системы станков следует задавать не для материала, из которого они изготовлены, а с учетом всей технологической системы в виде регрессионных зависимостей, полученных математической обработкой экспериментальных данных.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 50-58 (2021) | Рубрики: 10.04 10.08

 

Солдатов А.Г., Чукарин А.Н., Финоченко Т.А. «Обоснование систем снижения шума и вибраций шлифовальных кругов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 4, с. 69-76 (2022)

Процесс шлифования является динамической технологической операцией обработки деталей, фактически и определяющей точность макро и микрогеометрию поверхности изделия. Известно, что воздействие повышенных уровней шума не только негативно влияют на состояние здоровья станочников, но и производительность труда и повышает брак выпускаемой продукции. Поэтому проблема снижения акустического дискомфорта наиболее актуальная для станочников шлифовальной группы. Особо следует выделить варианты обработки тонкими шлифовальными кругами, имеющими сравнительно низкую изгибную жесткость, что характерно для профильно-шлифовальных станков и зубошлифовальных станков, по методу копирования, а также шлифовального инструмента машин для ручной обработки. В статье приведены результаты экспериментальных и теоретических исследований виброакустических характеристик шлифовальных кругов, на основе которых и разработаны способы снижения шума и вибрации тонких шлифовальных кругов.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 4, с. 69-76 (2022) | Рубрики: 10.06 10.08

 

Рыжов С.П., Чукарин А.Н., Финоченко Т.А. «Обоснование акустических моделей систем "зубчатые колеса-оправки" зубодолбежных и зубострогальных станков» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 4, с. 77-85 (2022)

Одной из технических характеристик станочного оборудования, в значительной степени, определяющей не только безопасные условия труда станочников, но и конкурентоспособность самого оборудования, являются уровни звукового давления, генерируемые на рабочих местах. Следует отметить, что в этом направлении выполнен ряд работ теоретической и практической направленности по снижению уровней шума группы универсальных токарных, фрезерных, шлифовальных станков. Однако, виброакустические характеристики зубодолбежных и зубострогальных станков практически не изучены. Станки данной группы предназначены для изготовления зубчатых колес и реализуют технологический процесс обработки лезвийным инструментом. Уровни шумового дискомфорта, возникающего на рабочих местах обслуживающего персонала, станков этой группы достигают значений 96 дБА. Акустические модели, рассмотренные в статье, позволяют теоретически рассчитывать спектральные уровни звукового давления вышеуказанных источников шумового дискомфорта на этапе проектирования и установки оборудования, а также выявлять частотные интервалы и величины превышений над санитарными нормами.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 4, с. 77-85 (2022) | Рубрики: 10.06 10.08

 

Кезик В.И. «О возможности реализации изотермического газового процесса в резонаторе Гельмгольца» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 29-39 (2023)

Зарегистрирован эффект снижения резонансной частоты резонатора Гельмгольца при помещении в его полость образцов из пористого материала с открытыми порами. Явление объясняется тем, что в воздухе, находящемся внутри пористого материала, реализуется изотермический газовый процесс. Это происходит благодаря активному теплообмену между скелетом пористого материала и непосредственно прилегающим к скелету воздухом. В остальной части объема полости, не занятой пористым материалом, реализуется обычный адиабатический газовый процесс. Получены описывающие явление формулы, которые хорошо подтверждаются экспериментальными данными. Учет предложенного подхода позволит более точно рассчитывать характеристики резонансных звукопоглотителей, имеющих в своей конструкции пористые материалы, а также характеристики систем во всех случаях, когда используются резонаторы с наполнением из пористого материала.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 29-39 (2023) | Рубрики: 10.06 10.08

 

Кезик В.И. «Акустические характеристики резонаторов Гельмгольца с перфорированными микроотверстиями панелями, используемыми в качестве горла» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 130-138 (2021)

Проведена серия экспериментов по определению акустических характеристик резонаторов Гельмгольца, у которых в качестве горла использовались перфорированные микроотверстиями панели различной толщины (от 3 до 40 мм). Диаметр микроотверстий на разных панелях составлял от 0,4 до 0,9 мм, количество микроотверстий на одной панели было равным 85. Объем резонатора менялся от 6,8 до 35,8 мл. Результаты экспериментов хорошо согласуются с теорией, в основе которой лежит строгий учет вязкостных свойств воздуха. Активные потери в микроотверстиях также определяются вязкостью воздуха. Наличие надежной теории позволяет производить расчет резонансных звукопоглощающих конструкций на основе перфорированных микроотверстиями панелей, обеспечивающих при правильно подобранных параметрах практически полное поглощение звуковой энергии на резонансной частоте.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 130-138 (2021) | Рубрика: 10.08

 

Тупов В.Б., Мухаметов А.Б. «Влияние опорной поверхности на акустическую эффективность экрана» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 103-114 (2023)

Представлены результаты математического моделирования акустических экранов в программе COMSOL Multiphysics. Выполнена верификация математической 2D модели с расчётными данными по формуле Курце. Показано, что при учёте влияния опорной поверхности наблюдаются явления конструктивной и деструктивной интерференции, которые существенно влияют на затухание шума. Получены зависимости затухания шума на экране при его различных высотах и различных высотах расположения источника шума над землей. Определено, что изменение акустической эффективности экрана как от его высоты, так и высоты расположения источника шума имеет сложный характер, который вследствие отражения от опорной поверхности характеризуется резкими изменениями затухания шума на различных среднегеометрических частотах. Получено, что максимальной акустической эффективностью обладает экран, расположенный на твердой поверхности.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 103-114 (2023) | Рубрики: 10.08 11.07 14.07

 

Абрамов А.Н., Гогиберидзе О.Е., Элькин Ю.И. «Влияние снижения шума в зонах дорожного сервиса автодорог на риски возникновения ДТП» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 115-126 (2023)

Поднимается проблема шумового загрязнения на территории площадок отдыха водителей на автодорогах различных категорий. Площадки отдыха могут быть как отдельным элементом придорожной инфраструктуры, так и составной частью многофункциональных зон дорожного сервиса (МЗДС). В настоящее время площадки отдыха не оборудованы средствами защита от транспортного шума, повышенный уровень которого затрудняет полноценный отдых водителей. Очевидно, что данное обстоятельство повышает утомление водителей в процессе движения, тем самым увеличивая вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В статье предлагается защищать площадки отдыха и МЗДС с помощью шумозащитных экранов, установка которых позволят повысит качество отдыха (в том числе и краткосрочного) водителей. При этом для шумовой защиты конкретной МЗДС (автомагистраль М-4 Дон) предложен экран высотой 3 м, и проведен расчет его акустической эффективности. Также в статье, в первом приближении, приведена оценка снижения риска возникновения ДТП за счет уменьшения уровня транспортного шума на площадках отдыха водителей.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 2, с. 115-126 (2023) | Рубрики: 10.08 11.07 14.07

 

Борцова С.С., Забалканская Л.Э. «Оптимизация комплекса мероприятий для защиты от железнодорожного шума» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 3, с. 18-32 (2023)

Значимость решения задачи снижения шумового воздействия железнодорожного транспорта повышается с развитием транспортного комплекса Российской Федерации, которое влечёт за собой расширение зоны сверхнормативной акустической нагрузки на селитебные территории. Учитывая тот факт, что снижение транспортного шума – дорогостоящая задача, необходимо не только применять комплекс шумозащитных мероприятий, но оптимизировать его по экономическому критерию с учетом технологических и эксплуатационных показателей. Рассматривается задача оптимизации по критерию стоимости комплекса мероприятий по защите от железнодорожного шума, включающего шумозащитные конструкции на пути распространения шума: шумозащитный экран, шумозащитные насыпи и выемки, зелёные насаждения; конструктивные улучшения железнодорожных путей; шумозащитное остекление. Обязательным условием является обеспечение акустической безопасности территорий, находящихся в зоне негативного влияния транспортной деятельности. Минимизируется функция чистой приведённой стоимости, учитывающая экономический эффект от внедрения шумозащиты, затраты в течение жизненного цикла дороги, долговечность конструкций и временную стоимость денежных средств. Предложенный подход может быть положен в основу методики выбора и оптимизации шумозащитного комплекса для автомобильных и железных дорог, а также промышленных объектов и аэропортов.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 3, с. 18-32 (2023) | Рубрики: 10.08 14.06

 

Васильева А.В. «Зависимость снижения шума железнодорожного транспорта в городской застройке от ее параметров» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 3, с. 60-68 (2024)

Рассматривается проблема снижения шума железнодорожного транспорта в условиях его распространения в жилой застройке. Актуальность выбранной темы обусловлена отсутствием точного метода расчет снижения звука при его прохождении через городскую застройку, в связи чем предлагается учитывать в расчете ранее не рассматриваемые параметры. В ходе проведения оценки влияния различных параметров застройки на снижение шума было выделено четыре типичных для городской застройки жилых массива в которых про разному происходит процесс распространения шума: строчная параллельная застройка, строчная перпендикулярная застройка, периметральная застройка и ленточная застройка. Среди параметров, влияющих на снижение шума были выделены: плотность застройки, отношение длин сторон зданий, отношение длины просветов между зданиями к общей длине участка, а также шероховатость застройки.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 3, с. 60-68 (2024) | Рубрики: 10.08 11.07

 

Ледовской Р.А. «Изучение шумовой нагрузки в зоне учебного кампуса и связь с восприятием шума на территории Северо-Кавказского федерального университета в городе Ставрополь» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 3, с. 109-121 (2024)

Проводится исследование влияния звукового давления на восприятие и поведение студентов и преподавателей Северо-Кавказского федерального университета. Рассмотрено негативное влияние шума на организм человека. Выполнены замеры шума на местах и сравнены с допустимым уровнем по СанПиН 1.2.3685-21. Данные, полученные в результате измерений, показали, что абсолютно все полученные результаты измерений оказались выше установленных нормативов, указанных в СанПиН 1.2.3685-21. Проведен социологический опрос, результатом которого было выявлено отношение к восприятию шума обучающихся и преподавателей кампусов. Шум может оказывать негативное воздействие на человеческое восприятие информации через несколько механизмов: снижение концентрации внимания, ухудшение памяти и повышение уровня стресса. Было выявлено, что шумовые помехи не всегда воспринимаются как источник негативного воздействия: только 11% анкетируемых сообщили, что их беспокоит шум во время учебы или работы, вследствие чего шумовое загрязнение остается незамеченным для человека. Соблюдение уровня шума в местах обучения является важной задачей, поскольку чрезмерный шум может привести к снижению продуктивности преподавателей, студентов и сотрудников. Это исследование направлено на сопоставление результатов непосредственных измерений и данных социального опроса, что подчеркивает важность проблемы шумового загрязнения в университетских кампусах.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 3, с. 109-121 (2024) | Рубрики: 10.08 11.07 14.07

 

Глинкин А.С. «Моделирование шумообразования несущей системы рольганговых механизмов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 4, с. 59-68 (2022)

Рассмотрена несущая система рольганговых механизмов. Элементы колебательной системы представляют собой стержневую конструкцию. Поэтому акустической моделью каждого стенда использован линейный излучатель. Был произведен расчет скоростей колебаний элементов конструкции, который основан на энергетическом методе. Также была рассчитана вибрационная мощность, вводимая от подшипниковых узлов, которая определяется на основе реакции. Поскольку звездочка рольганга располагается относительно подшипниковых узлов консольно, то данный расчет основан на представленной в работе расчетной схеме. Таким образом, полученные в ходе расчетов теоретические зависимости позволяют определить октавные уровни звукового давления, которые создаются одновременным звуковым излучением всей системы источником. Полученные зависимости также позволяют определить количественный вклад каждого источника в формирование акустических характеристик рольганга.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 4, с. 59-68 (2022) | Рубрики: 04.15 10.06 10.08