Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

13.05 Речеобразование и восприятие речи

 

Николаев А.С. «Распознавание психоневрологического состояния детей с расстройствами аутистического спектра по речевым сигналам: акустические и перцептивные характеристики» Акустический журнал, 70, № 3, с. 161-168 (2024)

Исследовано распознавание взрослыми психоневрологического состояния детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), n=35, и типично развивающихся (ТР) детей, n=47, в возрасте 5–14 лет. Проведен перцептивный анализ, в котором приняли участие взрослые носители русского языка (аудиторы), n=206. Для перцептивного анализа созданы тестовые последовательности (аудиотесты), содержащие слова и фразы детей с РАС и ТР детей, отобранные из записей спонтанной речи. Перед аудиторами стояла задача на основе слухового восприятия определить психоневрологическое состояние ребенка: типичное-атипичное развитие. Проведен спектрографический анализ речевого материала детей с РАС и ТР детей. Фразы детей с РАС характеризуются более низкой по сравнению с фразами ТР детей скоростью речи, меньшим количеством слов, большей длительностью ударных и безударных гласных в словах, более высокими значениями частоты основного тона по фразе, слову, ударному и безударному гласному.

Акустический журнал, 70, № 3, с. 161-168 (2024) | Рубрики: 13.04 13.05 13.06