Клячкин А.В. «Согласование по отражению звука эластомерного покрытия и металлических конструкций» Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 1(407), с. 124-129 (2024)
Объект и цель научной работы. Исследование акустического поля, возникающего при падении плоской звуковой волны на двухслойную (эластомерное покрытие – металлический слой) систему, находящуюся в водной среде. Изучение возможности согласования с целью минимизации отражения. Материалы и методы. Использованы аналитические методы исследования взаимодействия акустических и упругих волн. Эластомерное покрытие рассматривается в рамках модели водоподобной среды с эффективными плотностью и скоростью распространения волн. Основные результаты. Найдены аналитические выражения для согласующей эффективной скорости, при которой отражение звука отсутствует. Выполнены численные расчеты по исследованию чувствительности отражения от точности согласования. Заключение. Минимизация коэффициента отражения для слоистой среды путем согласования импедансов возможна. Однако она чувствительна к изменениям внешних факторов, влияющих на точность согласования. Ключевые слова: уравнение Гельмгольца, плоская волна, акустический импеданс, коэффициент отражения, эластомерное покрытие.
Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 1(407), с. 124-129 (2024) | Рубрика: 10.05
Белов И.М., Васильев Н.В., Зенков С.Г. «Снижение вибрации – путь к повышению комфорта на круизном судне» Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 2(408), с. 122-135 (2024)
Объект и цель научной работы. Исследуются вибрационные процессы при движении круизного судна с винторулевыми колонками по стесненному извилистому фарватеру. Анализируются причины нежелательных вибрационных явлений, влияющих на комфорт пассажиров, для выработки рекомендаций по их устранению или снижению до приемлемого уровня. Материалы и методы. В работе использованы материалы комплексных натурных испытаний круизного судна с двумя винторулевыми колонками (ВРК). Применяются традиционные методы анализа вибрации и совместный анализ параметров вибрации корпусных конструкций с параметрами движения судна и работы его движителей. Основные результаты. Описано возникновение и развитие нежелательных вибрационных явлений при условиях и режимах эксплуатации круизного судна, характерных для внутренних водных путей России. Выявлены основные причины нежелательных вибрационных явлений на круизном судне с двумя ВРК. Рассмотрены пути снижения вибрации в местах пребывания пассажиров в зависимости от причин конкретных вибрационных явлений. Показана роль комплексных натурных испытаний как одного из методов решения наукоемких задач, возникающих при сдаточных испытаниях или в ходе эксплуатации судна. Заключение. При эксплуатации круизного судна в определенных условиях возникают вибрации, неопасные для судна, но вызывающие дискомфорт у пассажиров. В рамках комплексных натурных испытаний на круизном судне выявлены внутренние и внешние источники вибрации. Если первые источники вполне традиционны и снижаются конструктивными мероприятиями, то вторые имеют более сложную природу и методы борьбы с ними также более сложны. Помочь устранить проблему может интеллектуальная система управления движением судна. Авторы убеждены, что для эффективного выявления и решения указанных проблем комплексные испытания по индивидуально разработанной программе и методике следует включать в программу приемо-сдаточных испытаний речных круизных судов, особенно в случае предъявления повышенных требований к комфорту. Ключевые слова: круизное судно, винторулевая колонка, обитаемые помещения, вибрация, комплексные натурные испытания.
Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 2(408), с. 122-135 (2024) | Рубрика: 10.05
Савенко В.В., Попков С.В. «Компоновка виброактивного оборудования на многоцелевых атомных подводных лодках военно-морских сил США типа «Вирджиния»» Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 3(409), с. 138-144 (2024)
Объект и цель научной работы. Рассмотрены основные особенности компоновки виброактивного оборудования в отсеках строящихся серийно многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) ВМС США типа «Вирджиния». Материалы и методы. Анализ доступных материалов по особенностям компоновки виброактивного оборудования атомных подводных лодок типа «Вирджиния», позволившей эффективно снизить его вклад в шумность АПЛ. Основные результаты. Подтверждено применение компьютерных методов при компоновке виброактивного оборудования, а также при акустическом совершенствовании фундаментных конструкций оборудования. Заключение. Установлено, что численное моделирование с использованием метода конечных элементов позволило минимизировать влияние резонансов фундаментных конструкций оборудования и обеспечить высокую эффективность средств снижения вибрации и шума, что способствовало достижению низких уровней излучаемого АПЛ шума, особенно на малых скоростях хода. Ключевые слова: акустические характеристики, компоновка виброактивного оборудования, АПЛ типа «Вирджиния».
Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 3(409), с. 138-144 (2024) | Рубрики: 10.05 10.09
Кирпичников В.Ю., Савенко В.В., Смольников В.Ю. «Малогабаритные средства вибродемпфирования толстолистовой пластинчатой конструкции» Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 4(410), с. 186-192 (2024)
Объект и цель научной работы. Объектом является толстолистовая судовая конструкция. Цель исследований – определение эффективности уменьшения уровней вибрации конструкции средствами вибропоглощения. Материалы и методы. Измерение спектров вибрации конструкции без средств вибропоглощения и при их наличии. Основные результаты. Получены величины эффективности армированных вибропоглощающих покрытий (АВП) и резонансных полосовых вибропоглотителей (РПВ). Заключение. Показана возможность существенного уменьшения уровней низкочастотного резонансного максимума изгибных колебаний шпации конструкции частотно настроенными резонансными полосовыми вибропоглотителями с малой в сравнении с АВП массой, снижающими вибрацию конструкции только на более высоких резонансных частотах. Ключевые слова: толстолистовая конструкция, вибрация, средства вибропоглощения, армированные вибропоглощающие покрытия, резонансные полосовые вибропоглотители, эффективность
Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 4(410), с. 186-192 (2024) | Рубрики: 10.05 10.07
Кирпичников В.Ю. «Повышение эффективности мягкого вибропоглощающего покрытия с воздушными полостями» Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 1(411), с. 152-157 (2025)
Объект и цель научной работы. Объектом является мягкое вибропоглощающее покрытие (ВПП) малой толщины. Цель исследования – экспериментальное определение эффективности заполнения воздушных полостей полимерной пленкой или армированным вибропоглощающим покрытием на ее основе. Материалы и методы. Сравнение измеренных частотных спектров вибрации демпфируемой пластины при отсутствии и нахождении в воздушных полостях ВПП дополнительных средств вибропоглощения. Основные результаты. Приведены экспериментальные величины эффективности уменьшения уровней вибрации пластины мягким покрытием с последовательно установленными в полостях дополнительными средствами вибропоглощения в сравнении со случаем их отсутствия. Заключение. Показана практически нулевая эффективность полимерной пленки и высокая эффективность армированного вибропоглощающего покрытия на ее основе. Ключевые слова: демпфируемая пластина, мягкое вибропоглощающее покрытие, воздушные полости, дополнительные средства вибропоглощения, полимерная пленка, армированное вибропоглощающее покрытие, эффективность
Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 1(411), с. 152-157 (2025) | Рубрики: 10.05 10.07
Некрасов В.А. «Опыт применения средств виброизоляции для снижения технологических и пусковых вибрационных нагрузок магистральных насосных агрегатов» Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 1(411), с. 147-151 (2025)
Объект и цель научной работы. Объектом исследования являются магистральные нефтеперекачивающие агрегаты. Цель работы – экспериментальное подтверждение эффективности применения виброкомпенсирующих систем в составе магистральных насосных агрегатов (МНА). Материалы и методы. Основными элементами виброкомпенсирующей системы являются: общая рама для насоса и электродвигателя, амортизаторы, сильфонные или резинокордные компенсаторы, упругая муфта, гибкие вставки в трубопроводы. Исследования характеристик МНА выполнялись с использованием портативного двухканального анализатора динамических сигналов типа HP3569A в период пусконаладочных работ и подконтрольной эксплуатации. Основные результаты. Выполнена экспериментальная оценка эффективности применения системы средств виброизоляции для снижения технологической вибрации и пусковых нагрузок подшипниковых узлов магистральных насосных агрегатов. Заключение. Показано, что оснащение МНА виброкомпенсирующими системами позволяет многократно (в десятки раз) уменьшить уровни вибрации, передаваемой на фундамент, значительно снизить пусковые вибрационные нагрузки, воспринимаемые подшипниковыми узлами, и, следовательно, повысить надежность работы агрегатов. Ключевые слова: амортизатор, вибрация, виброскорость, компенсатор, магистральный насосный агрегат, пусковые характеристики, спектр
Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 1(411), с. 147-151 (2025) | Рубрики: 10.05 10.07
Елисеев А.В., Кузнецов Н.К., Миронов А.С. «Упругие связи в формировании структуры и динамики механических систем в условиях вибрационных нагружений силовой природы» Труды Московского авиационного института, № 4(137), с. https://trudymai.ru/published.php?ID=181873 (2024)
Развивается методология учета дополнительных кинематических связей в задачах оценки, коррекции и формирования динамических состояний исполнительных органов технологических и транспортных машин, работающих в условиях интенсивных нагружений. Цель исследования заключается разработке семейства математических моделей в виде механических колебательных систем, в которых варьирование жесткости упругих элементов позволяло бы формировать множество динамических состояний. В качестве расчетных схем вибрационных взаимодействий элементов технических объектов используются механические колебательные системы, образованные твердыми телами, взаимодействующими с учетом упругих связей. Ставится задача разработки математических моделей механических колебательных систем, допускающих преобразования в виде сочленений, представляющих собой предельный переход значений жесткостей упругих элементов к бесконечности, с целью определения оптимальных структурных и динамических особенностей технических объектов. Используются методы теоретической механики, дифференциальных уравнений, теории колебания, интегральных уравнений и методология структурного математического моделирования, основанная на сопоставлении механическим колебательным системам эквивалентных в динамическом отношении структурных схем система автоматического управления. Разработан подход к учету последовательных сочленений в относительных поступательных и вращательных формах движений. Доказана теорема о независимости результата сочленений от очередности последовательного применения частичных сочленений в формах поступательных и вращательных относительных движений. Показано, что сочленения, рассматриваемые как процесс увеличения жесткости взаимодействия двух твердых тел, проявляются неограниченным ростом одиночных собственных частот и частот динамического гашения колебаний соответствующих координат системы. Разрабатываемая методология построения математических моделей, в частности, ориентирована на конструктивно-технические решения в области виброиспытательного оборудования для оценки и формирования динамических состояний лонжеронов лопастей вертолетов.
Труды Московского авиационного института, № 4(137), с. https://trudymai.ru/published.php?ID=181873 (2024) | Рубрики: 10.05 10.07