Акуленко Л.Д., Нестеров С.В. «Параметрические колебания цилиндрической оболочки в переменном электрическом поле» Известия Российской академии наук. Механика твердого тела, № 2, с. 151-160 (1997)
https://mtt.ipmnet.ru/ru/get/1997/2/151-160
Известия Российской академии наук. Механика твердого тела, № 2, с. 151-160 (1997) | Рубрики: 05.08 10.06
Израилович М.Я. «Параметрическое возбуждение автоколебаний» Известия Российской академии наук. Механика твердого тела, № 3, с. 54-63 (1997)
https://mtt.ipmnet.ru/ru/get/1997/3/54-63
Известия Российской академии наук. Механика твердого тела, № 3, с. 54-63 (1997) | Рубрики: 05.08 10.06
Карпов И.А., Бобровницкий Ю.И. «Экспериментальный метод определения потерь энергии в колебательных системах, основанный на ARMA-моделировании» Акустический журнал, 71, № 2, с. 155-175 (2025)
Демпфирование (диссипация, потери энергии) – важнейший параметр всех механических колебательных систем наряду с упругостью и инерцией. Его особая роль обусловлена тем, что оно напрямую определяет максимальные амплитуды свободных и вынужденных колебаний систем и, соответственно, их динамическую прочность и надежность, шумность и экологию. Ввиду малой изученности физических процессов демпфирования его измеряют экспериментально. В данной статье излагается один из новых эффективных методов экспериментального определения потерь, отличающийся простотой, высокой точностью и широким диапазоном применимости. Основное внимание уделено обоснованию метода, его свойствам и доказательству его работоспособности в численных и лабораторных экспериментах. Метод рекомендуется для измерения потерь составных сильно демпфированных колебательных систем, где известные методы не работают или излишне сложны. Ключевые слова: механические колебательные системы, демпфирование, коэффициент потерь, экспериментальные методы измерения DOI: 10.31857/S0320791925020018,
Акустический журнал, 71, № 2, с. 155-175 (2025) | Рубрики: 04.14 04.15 10.06
Попов В.С., Попова А.А. «Математическое моделирование аэроупругого отклика диска, имеющего нелинейно-упругий подвес и взаимодействующего со слоем вязкого газа» Проблемы машиностроения и надежности машин, № 4, с. 3-12 (2024)
Предложена математическая модель нелинейных аэроупругих колебаний диска, имеющего подвес с жесткой кубической нелинейностью и взаимодействующего со слоем вязкого газа, пульсирующего за счет заданного возмущения на его контуре. Проведен асимптотический анализ, позволивший свести исходную модель к обобщенному уравнению Дуффинга, на базе решения которого методом гармонического баланса найден основной аэроупругий отклик диска и его фазовый сдвиг. Характеристики, в частных случаях, обеспечивают переход к несжимаемой вязкой жидкости и линейно-упругому подвесу, а их численное исследование позволило установить, что сжимаемость газа приводит к возрастанию значений резонансных частот и увеличению амплитуд колебаний диска. Расчеты показали возможность подавления неустойчивых колебаний диска вблизи резонансных частот путем изменения толщины слоя газа. Полученные результаты можно использовать для изучения динамики газовых и жидкостных демпферов и опор, а также чувствительных упругоподатливых элементов датчиков давления.
Проблемы машиностроения и надежности машин, № 4, с. 3-12 (2024) | Рубрики: 04.15 10.06 14.02